Главная Новости Как и зачем стать наставником для подростка из детского дома

Как и зачем стать наставником для подростка из детского дома

В чем больше всего нуждаются дети из детских домов? Конечно, не в конфетах и не в игрушках, а во внимании, принятии и поддержке — в надежном взрослом, который всегда будет рядом. Недавно психолог Лилия Мингажева запустила курс по подготовке наставников для подростков-сирот, подопечных нашего проекта «Новые горизонты».

В этой статье мы расскажем о том, как обычный человек может стать другом для ребенка из детского дома, с какими трудностями он может столкнуться и чем будет вознагражден. На примере реальных историй мы покажем, как наставничество меняет судьбы подростков и помогает взрослым находить новые смыслы в жизни.

Что такое наставничество

Наставничество — это дружеские, доверительные отношения между взрослым волонтером и подростком из детского дома.

Цели наставничества:

  • Восстановить у подростка доверие к людям и миру
  • Восполнить потребность в заботе, внимании и принятии
  • Подготовить к самостоятельной жизни после выхода из детского дома
Кто такой наставник

Наставник — это взрослый человек, готовый стать другом конкретному подростку.

Это не супергерой, который спасает мир. Не воспитатель, который указывает, как правильно. Не учитель, который ставит оценки. Не спонсор, который помогает деньгами.

Наставник — это тот, кто:

  • Регулярно общается с подростком лично и онлайн
  • Слушает, поддерживает и помогает справляться с трудными ситуациями
  • Передает жизненный опыт, мотивирует и вдохновляет на развитие
  • Учит навыкам общения, саморегуляции и решения бытовых вопросов
  • Выстраивает доверительные и долгосрочные дружеские отношения
История Лили и Тимы

Лиля проводила тренинги для ребят из детских домов и однажды обратила внимание на подростка по имени Тима. Что-то в его взгляде и поведении зацепило ее — захотелось узнать его поближе. Так Лиля стала его наставницей.

«У меня есть двое своих детей, но отношения с Тимой оказались особенными», — признается Лиля. «Он учит меня по-новому смотреть на мир и ценить жизнь в моменте». А еще этот опыт вдохновил ее организовать школу наставников.

Кто может стать наставником

Наставником может стать человек, у которого есть опыт общения с людьми, а также время и желание делиться этим опытом с подопечным.

Базовые требования к наставнику:

  • Возраст от 25 до 55 лет — человек должен быть достаточно зрелым и опытным, чтобы спокойно выстраивать доверительные отношения с подростком
  • Отсутствие судимости, алкогольной и наркотической зависимости — важно, чтобы взрослый был надежным и безопасным для ребенка
  • Отсутствие травматического опыта, утрат за последний год — наставнику необходимо быть эмоционально устойчивым, чтобы поддерживать подростка
  • Регулярное общение с подопечным — минимум два раза в месяц лично и постоянно онлайн, чтобы выстроить крепкую связь с ребенком
  • Взаимодействие с подопечным в течение года — это минимальный срок для формирования доверия, хотя мы надеемся на более длительные отношения
История Лолы и Кати

Лола руководила театральной студией и проводила арт-терапию для детей-сирот. На репетиции кукольного спектакля она познакомилась с Катей, а в день премьеры поняла, что хочет помогать девочке не только на сцене, но и в жизни.

Уже на следующий день при поддержке психолога Лола и Катя впервые встретились вне театра. С тех пор Лола стала для Кати надежным наставником, с которым можно открывать мир доверия, взаимного уважения и настоящей дружбы.

Когда наставнику непросто

Подростки часто сами просят найти им «своего взрослого» и искренне ждут встреч, но на практике процесс наставничества не всегда идет гладко. Наставник может столкнуться с разными трудностями, например:

  • Отстраненность. Ребенок избегает общения, пропадает, не отвечает на сообщения и звонки. Наставник начинает сомневаться, нужен ли он.
  • Эмоциональные качели. Сегодня подросток открыт и рад встрече, завтра — равнодушен и холоден. Это сбивает наставника с толку и может обидеть.
  • Неоправданные ожидания. Взрослые иногда ждут быстрых результатов, но наставничество — это про глубокую работу вдолгую.

Подростку, пережившему утрату и предательство, непросто открыться в отношениях, поэтому сложности на этом пути ожидаемы и нормальны. Главное — терпение и последовательность со стороны наставника.

Если наставник выдержит «проверку», подросток примет его как друга. А дальше сработает чудо доверия: то, что не удавалось решить на тренингах и консультациях, вдруг решится в теплом разговоре один на один.

История Нади и Леши

Надя работала в компании, которая проводила фотосессию для страницы поиска детей в приемные семьи. Она узнала, что Леша отказался от приемной семьи, и подошла спросить почему, а вскоре они стали парой как наставник и подопечный.

«Я научилась у Леши терпению», — говорит Надя. «И он продолжает меня учить: не перегибать палку, вовремя остановиться, оставаться на его стороне, не быть занудой — просто быть рядом». Их крепкая дружба длится уже три года.

Зачем это наставнику

Наставничество круто меняет жизни подростков-сирот, но что оно дает взрослым наставникам?

  • Личностный рост — терпение, эмпатия, гибкость, умение слушать, решать конфликты и строить отношения — все это развивается в живом общении с подростком
  • Опыт глубоких отношений — наставник учится понимать и принимать другого человека, находить общий язык, поддерживать даже в непростых ситуациях
  • Чувство значимости — когда подросток раскрывается, доверяет, делится радостями и печалями, наставник видит, что его поддержка и правда необходима
  • Удовлетворение от результата — когда подопечный становится увереннее и успешнее, наставник ощущает, что делает важное дело и меняет чью-то жизнь к лучшему
Как стать наставником
  1. Кандидат в наставники заполняет простую анкету, мы связываемся через WhatsApp и договариваемся о личной встрече. В удобное время встречаемся и обсуждаем, как будем работать дальше.
  2. Когда набирается группа из трех кандидатов, проводим бесплатное очное обучение в Екатеринбурге. Обычно это шестичасовой однодневный тренинг, который по договоренности может длиться два дня по три часа.
  3. После обучения кандидат участвует в мероприятиях проекта «Новые горизонты», знакомится с подростками, оценивает свои силы и принимает окончательное решение о наставничестве.
  4. Мы формируем пару «наставник–подопечный», учитывая их возраст, пол и особенности характера. Первая встреча проходит с поддержкой психолога.
  5. Наставник регулярно встречается и общается с подростком, выстраивая дружбу и эмоциональную связь. При необходимости оформляет гостевую опеку, чтобы можно было приглашать подростка к себе домой.
  6. Наставник взаимодействует с воспитанником как минимум один год. В идеале отношения длятся и дольше, становятся надежной опорой для подростка и ценным опытом для наставника.
Вы с нами?

Каждому подростку нужен взрослый, который верит в него, поддерживает и помогает разобраться в жизни. Приходите в нашу школу наставников и станьте другом подростку из детского дома, а заодно откройте для себя новые горизонты доверия, принятия и личного роста!

Остались вопросы? Задайте их Лилии Мингажевой: +7 (992) 013-91-75